РУС
EN
О компании Проекты Карьера Услуги Новости Контакты

Сергей Смирнов журналу SportBuild об УГМК-Арене

В Екатеринбурге, городе с богатой спортивной историей и традициями, появился новый современный объект – многофункциональный ледовый комплекс «УГМК-Арена». Этот стадион уже стал настоящей архитектурной доминантой города и символом инноваций в спортивном строительстве России. Слова, вынесенные в заголовок этой статьи, вовсе не аллегория – для того, чтобы город получил знаковый стадион, снесли телевизионную башню, пусть и недостроенную, но долгие годы бывшую символом Екатеринбурга. И болельщики «Автомобилиста» на матче-открытии растянули над трибунами баннер именно с этой фразой.

Строительство арены началось в октябре 2019 года на месте недостроенной телебашни – одного из неофициальных символов Екатеринбурга. Сам недострой снесли в 2018-м, после того, как  Уральский горно-металлургический комбинат (УГМК) и администрация Свердловской области инициировали идею строительства спортивного сооружения.

Мы свой, мы новый мир построим

Замысел строительства нового спортивного комплекса родился в рамках программы модернизации инфраструктуры Свердловской области. Было решено создать современный многофункциональный объект, способный не только принять спортивные соревнования высочайшего уровня, но и стать центром для проведения концертов и массовых мероприятий.

Итак, изначальные параметры будущей арены были сформулированы следующим образом:

  • стадион должен принимать соревнования по хоккею, фигурному катанию, баскетболу, гандболу, мини-футболу и другим видам спорта (всего не менее 11 видов);
  • возможность трансформации под концертные и развлекательные мероприятия;
  • станет новым домом для хоккейного клуба «Автомобилист» и женского баскетбольного клуба «УГМК»;
  • внесёт вклад в развитие городской и региональной экономики за счет проведения крупных спортивных и культурных событий.

История рождения

Немецкое архитектурное бюро HPP Architekten, работавшее над концепцией, предложило арену в образе «капли металла»: обтекаемые формы медного цвета очень точно отражают индустриальное наследие города и бренд УГМК.

Генеральным проектировщиком арены выступила московская компания ГОРПРОЕКТ, специализирующаяся на сложных и уникальных объектах.

Сергей Смирнов, заместитель генерального директора ГОРПРОЕКТ и руководитель проекта арены, рассказывает:

«Сегодня, уже после открытия, серии матчей и концертов, мы видим, что годы упорного труда заказчика, проектировщиков, строителей оправдали себя сполна — результат превзошёл все ожидания.

Изначальная идея УГМК-Арены — это два разновысотных объёма на едином стилобате. В самом стилобате находится паркинг, складские и инженерно-технологические помещения, зоны досмотра посетителей и зрителей. Над ним возвышается сама арена, которая вмещает в себя 12 588 зрителей в режиме хоккея и 15 000 зрителей в режиме концерта. Рядом с ареной находится тренировочное поле и многофункциональный спортивный зал, которые будут использоваться хоккейных клубом «Автомобилист» и баскетбольной командой «УГМК», а также могут быть арендованы любителями спорта для проведения тренировок и соревнований.

Фундамент на сваях спроектирован с учётом сложного рельефа скальных грунтов: тщательное моделирование и полевые испытания позволили снизить количество свай почти вдвое без потери надёжности.

Над стилобатом возвышается монолитный железобетонный каркас: колонны, диафрагмы жёсткости и перекрытия работают вместе, чтобы равномерно распределять все нагрузки — от веса трибун до ветрового напора. Трибуны в «гребёнке» опираются на наклонные балки, а верхний ярус усилен преднапряжёнными элементами, чтобы выдерживать возникающие усилия при полной загрузке зрителями. Купол крыши — состоит из ферм пролетом почти 100 м, которые образуют лёгкий, но прочный свод над зрительным залом.

Одной из ключевых задач, которые стоят при разработке проекта любого спортивного сооружения является эффективность (особенно экономическая) дальнейшей эксплуатации. Во многом она определяется количеством мероприятий, которые арена может провести за определенный промежуток времени, скорости трансформации, монтажа и т.д. Если команда проводит домашние матчи раз в три дня, то арена должна иметь возможность не простаивать в этот период, а значит терять деньги, а провести одно или два мероприятия. Поэтому ещё на этапе начала проектных работ были продуманы все детали: организация зоны загрузки концертного и технологического оборудования, специально оборудованные складские помещения для хранения, логика и последовательность замены оборудования при изменении назначения основной площадки, порядок пропуска и досмотра зрителей для разных мероприятий, навигация и многое другое, на что обычный зритель может и не обратить внимание.

Проектные работы велись с применением BIM-технологий. В единой 3D-модели были объединены архитектурные, конструктивные и инженерные решения, что гарантировало автоматизированное обновление проектной документации при внесении необходимых изменений и полную координацию между всеми участниками проекта. В результате удалось достичь высокого качества документации, ускорение сроков согласования и экономии сроков и бюджет строительства.

Всё устройство арены продумано для простоты эксплуатации и максимального комфорта зрителей и спортсменов. Детализированная BIM-модель позволила провести компьютерный CFD-анализ климатической системы арены и детально замоделировать системы вентиляции и кондиционирования — под трибунами, на среднем и верхнем ярусах. Оптимизированные параметры подачи воздуха предотвратили образование тумана, сохранили «холодную подушку» над полем и обеспечили комфортные 19–22 °C на трибунах. В модель даже добавили турбулентность, возникающую от движения хоккеистов, чтобы получить максимально реалистичную картину циркуляции воздуха.

Отдельно были выполнены детальные расчеты звукоусиления и акустического комфорта. Цель, которая была поставлена перед нами заказчиком, — создать главную концертную площадку Урала, которая будет готова для проведения мероприятий любого уровня. Это потребовало детального моделирования различных сценариев использования, расположения сцены, размера спортивных площадок в разных видах спорта, особые требования видов спорта, которые сопровождаются музыкальным сопровождением (например, фигурное катание). После десятков итерационных расчетов были сформированы требования к параметрам акустической отделки пространства чащи и кровли, остеклению вип-лож и даже зрительским креслам.

Учитывая, что большая часть зрителей смотрит мероприятия по ТВ, тщательно прорабатывались вопросы спортивного освещения, расположения ТВ-камер, комментаторских. Это позволило отвечать растущим требованиям лиги по качеству изображения трансляций и живого матча на арене.»

ГОРПРОЕКТ — лауреат инженерно-архитектурной премии 100+ Awards, российского инженерного оскара, в номинации «Лучшая BIM-модель здания»   ГОРПРОЕКТ получил золотую медаль отделения строительных наук Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) за научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы по строительным конструкциям арены

ГОРПРОЕКТ – крупная проектная компания полного цикла. Работает с 2002 г. Объединяет творческий подход архитектурного бюро и инженерные компетенции проектного института. Основная специализация – высотные, уникальные и технически сложные проекты. В портфолио компании – завершенный строительством Лахта-Центр в г. Санкт-Петербург, Башня «Эволюция» в Москва-Сити, штаб-квартиры Т-Банка, строящиеся жилой небоскреб «Событие 4», Технопарк в Сколково, штаб-квартира Сибур и многие другие знаковые проекты.

Экономический и социальный эффект

«УГМК-Арена» стала важнейшим объектом спортивной инфраструктуры Екатеринбурга и всего Урала. Только её строительство создало дополнительные рабочие места, помимо строительной, реализация проекта способствовала и развитию смежных отраслей.

Ожидается синергетический эффект от функционирования «УГМК-Арены» — современный объект способен, проводя международные соревнования, концерты и другие массовые мероприятия стимулирует туризм и развитие местного бизнеса.

Новый дом для хоккейного клуба «Автомобилист» впечатлил и порадовал игроков и тренеров. Уже тестовые матчи показали, что арена соответствует самым высоким стандартам, а возможности трансформации дают дополнительное преимущество в организации мероприятий.

Новый хоккейный стадион «УГМК-Арена» в Екатеринбурге – это не просто спортивный объект, а многофункциональный центр, который сочетает в себе современные технологии, уникальные архитектурные решения и глубокое понимание спортивных традиций региона. Завершение строительства и успешное тестирование арены открывают новую страницу в истории города, делая его одним из ведущих спортивных центров России.

Становясь домом для хоккейного клуба «Автомобилист» и площадкой для множества культурных и спортивных мероприятий, арена обещает принести значительные экономические и социальные выгоды, укрепляя статус Екатеринбурга как современного мегаполиса. Новый объект – это инвестиция в будущее, которая уже сегодня начинает менять облик города и задавать новые стандарты в сфере спортивной инфраструктуры.

«Новая арена – это наш будущий дом. Мы гордимся тем, что можем играть на таком современном объекте, который объединяет традиции и инновации в одном здании» — Павел Дацюк, легенда «Автомобилиста»

«УГМК-Арена»: технические характеристики и особенности

  • Общая площадь объекта: 112 000 м².
  • Площадь территории: 5 гектаров.
  • Вместимость: 12 588 зрителей на спортивные мероприятия и до 15 000 на концерты.
  • Фундамент арены: 2 443 сваи
  • Вес металлоконструкций основной арены: 6 000 тонн
  • 1 200 км проводов и кабелей
  • Освещение основной арены: 224 прожектора
  • Медиафасад: площадь более 16 000 м².
  • Медиаэкран: 1 700 м².

Хронология строительства

  • Начало строительства: 31 октября 2019 года.
  • Первые работы: Весной 2020 года начались работы по забивке свай, заливке монолитных конструкций и монтажу несущих элементов.
  • Установка кровельных конструкций: В июне 2021 года началась установка конструкции купола, завершённая к октябрю того же года.
  • Завершение основных работ: К апрелю 2022 года большинство монолитных работ было выполнено, началось остекление фасада и установка медиафасада.
  • Тестовый этап: В феврале 2025 года проведены первые тестовые матчи и проверки.
  • Официальное завершение строительства: 1 февраля 2025 года объект сдан в эксплуатацию.
  • Церемония открытия состоялась 10 марта 2025 г. На арене прошел матч ХК «Автомобилист» и ХК «ЦСКА»